Записаться на курсы
 


"Учимся говорить правильно и красиво" (фрагмент телепередачи)


Фонд Русская Берёза


Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики

Программа ХV Международной научной конференции по риторике

1 – 3 февраля 2011 г.

Москва, 2011

Общий план работы конференции

«Риторика как предмет и средство обучения»


1 февраля, вторник

10.00 – 11.00 регистрация участников конференции

11.00 – 13.00 Открытие конференции. Пленарное заседание (ауд. 209)

13.00 14.00 перерыв

14.00 – 16.00 Пленарное заседание (ауд. 209)

16.15 – 16.30 фотосессия

16.30 Банкет-концерт «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

 

2 февраля, среда

10.00 – 13.00 Секционные заседания (ауд. 204, 305, 306, 308, 309, 314, 315)

14.00 – 15.00 перерыв

15.00 – 17.00 Дискуссия на тему: «Роль риторики в современных условиях общения» (ауд. 304)

17.15 – 18.30 Итоговое пленарное заседание (ауд. 304)

 

3 февраля, четверг

10.00 – 12.00 Мастер-классы В.И. Аннушкина, С.А. Минеевой, О.А. Сальниковой (ауд. 204, 205, 319)

12.00 – 12.30 перерыв

12.30 – 16.00 Автобусная экскурсия «Мировые религии в Москве»

17.00 Литературно-музыкальный вечер памяти учителей-риторов

Н.И. Либана и Ю.В. Рождественского.

(Международный фонд славянской письменности и культуры)

 

1 февраля, вторник

Пленарное заседание

(ауд. 209)

Председатели: Ипполитова Наталья Александровна,

Аннушкин Владимир Иванович

 

10.00 – 11.00. Регистрация участников конференции

11.00. Открытие конференции

Приветственное слово проректора МПГУ профессора Трубиной Людмилы Александровны

Приветственное слово декана филологического факультета МПГУ Князевой Ольги Юрьевны

Князева Ольга Юрьевна (Москва) Новые стандарты – новые возможности (о дисциплине «Педагогическая риторика» для бакалавров педагогического образования)

Аннушкин Владимир Иванович, Камышева Светлана Юрьевна (Москва) Методология риторического обучения: как надо и как не надо преподавать риторику

Михальская Анна Константиновна (Москва) От слова к мифу: поэтика российской публичной речи конца 20-30 гг. ХХ века

Минеева Светлана Алексеевна (Пермь) Риторика диалога – инструмент развития компетентности как условия и ресурса качества деятельности и личности

Далецкий Чеслав Брониславович (Москва) Риторическое пространство современного образования

Чувакин Алексей Андреевич (Барнаул) Риторика в пространстве прикладной филологии

Антонова Любовь Геннадьевна (Ярославль) Профессиональная коммуникация в системе подготовки будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью

Седов Константин Федорович (Саратов) Риторическая компетентность в модели коммуникативной компетентности личности

Стернин Иосиф Абрамович (Воронеж) Проблема эффективности делового общения

Ипполитова Наталья Александровна (Москва) Может ли предмет изучения стать средством обучения?

 

2 февраля, среда

Секция 1. Общие проблемы риторики и культуры речи

(ауд. 204)

Председатели: Чувакин Алексей Андреевич, Махновская Наталия Ивановна

Авдонина Галина Геннадьевна (Москва) Русский риторический идеал в системе подготовки кадров органов

управления

Акованцева Надежда Валерьевна (Воронеж) Особенности маркетингового сознания рекламодателей (на примере концепта «отдых» в рекламном тексте)

Алтунян Александр Генрихович (Москва) Риторика политической оппозиции

Анжу Мехта (Индия) О классификации жанров современного политического общения

    Ассуирова Лариса Владимировна (Москва) Топос «Сравнение»

Булгакова Екатерина Сергеевна (Орел) Классификация иррациональных аргументов в речах Ф.Н. Плевако

Вахтель Наталья Михайловна (Воронеж) Лингвистический аспект аргументации

Горностаева Анна Алексеевна (Москва) Ирония и самоирония в английской коммуникативной культуре

Дэн Ин (Китай) Фигуры повтора в русской ораторской прозе

Егоренкова Наталья Андреевна (Санкт-Петербург) Личность оратора глазами современного студента технического вуза

Ермолаева Маргарита Валерьевна (Челябинск) Влияние гендерных факторов на коммуникативное поведение мужчин и женщин (на материале процессуальных фразеологизмов)

Желнова Ирина Львовна (Астрахань) Этические и речевые требования к профессиональному оратору

Качесова Ирина Юрьевна (Барнаул) Аргументативный дискурс как феномен риторической парадигмы

Колесникова Ольга Ивановна (Киров) Риторические средства создания эстетического эффекта в современном публичном общении

Курилова Анна Дмитриевна (Астрахань) Хрия в российской риторической практике XVIII века (на материале латинской рукописной риторики М. Базилевича)

Куркина Алла Сергеевна (Воронеж) Коммуникативная личность А.П.Чехова

Линь Мэй (Китай) О переводе термина "риторика" на китайский язык, или о соотношении русской и китайской филологических традиций

Ли Су (Китай) Работа над произношением в курсе русской риторики для иностранцев
Лю Вэнтин (Китай) Убеждение как риторическая категория в политическом выступлении
Марченко Ольга Игоревна (Санкт-Петербург) Исполнить себя как личность

Махновская Наталия Ивановна (Москва) Современное состояние теории аргументации

Начёрная Светлана Владимировна (Тамбов) Топическая смысловая модель категории «причины и следствия»: теоретический и риторический аспекты

Путий Татьяна Николаевна (Запорожье, Украина) Концепция развития связной речи учащихся в трудах Л.А. Булаховского

Розенфельд Марьяна Яковлевна (Воронеж) Перцептивный компонент значения слова: риторический потенциал

Салиева Людмила Казимовна (Москва) Вопрос о природе риторического у софистов, Платона, Аристотеля

Тимирханов Валентин Рахимович (Уфа) Вопросы теории речи и риторики в трудах св. Никифора Константинопольского

Хань Дайпинь (Китай)  Категории «образ оратора» и «риторический идеал» в европейской и китайской традициях (на материале трактатов Цицерона и сочинений Конфуция)
Якушева Галина Николаевна (Самара) Возможные ориентиры изучения риторики на основе православной культуры

 

Секция 2. Проблемы методики преподавания риторики в вузе

(ауд. 308)

Председатели: Липатова Вера Юльевна, Филиппова Ольга Викторовна

Александрова Галина Владимировна (Москва) Подготовка студентов к реализации инновационных подходов в преподавании русского языка

Беспалова  Ольга Евгеньевна (Санкт-Петербург) Проблемы обучения студентов созданию текстов научного стиля

Бондарева Ольга Николаевна (Санкт-Петербург) Роль риторики как учебной дисциплины в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Горобец Людмила Николаевна (Армавир) Использование Интернет-технологий на занятиях по риторике

Грудцына Нина Григорьевна (Москва) Возможности реализации принципа интертекстуальности в учебно-научной коммуникации

Дюзгюн Фатих (Вьетнам) Обучение вьетнамских студентов созданию устных высказываний на русском языке

Е Менхи (Вьетнам) Обучение вьетнамских студентов созданию письменных высказываний на русском языке

Здорикова Юлия Николаевна (Иваново) Речевой тренинг студентов как одна из форм совершенствования культуры речи

Ермилина Ольга Евгеньевна (Москва) Герменевтический аспект анализа текста на практических занятиях в вузе

Ким Минкен (Вьетнам) Обучение вьетнамских студентов деловому общению на русском языке

Колесникова Людмила Николаевна (Орел) Современные подходы к изучению и преподаванию речеведческих дисциплин

Колесникова Наталия Ивановна (Новосибирск) Языковая компетенция в профессиональной подготовке специалистов

Колесова Елена Альбертовна (Санкт-Петербург) О некоторых аспектах преподавания темы «Лингвистические особенности официально-делового стиля» в студенческой аудитории

Кочубей Рита Йоновна (Волгоград) Роль культуры речи в формировании этических норм речевого поведения студентов неязыковых вузов

Красноперова Елена Владимировна (Ижевск) Формирование речевого имиджа будущего специалиста

Липатова Вера Юльевна (Москва) Базовые понятия начального этапа исследовательской работы студентов

Лунева Людмила Петровна (Самара) «Парадоксы» новых стандартов третьего поколения, или Каких специалистов будем готовить в будущем?

Мельникова Лариса Васильевна (Донецк, Украина) Коммуникативно-ситуативные упражнения как продуктивное средство формирования культуры речи школьников и студентов педагогических вузов

Рудакова Александра Владимировна (Воронеж) Роль орализации текста при подготовке к публичному выступлению

Саломатина Мария Сергеевна (Воронеж) Практикум по риторике: формы и методы работы

Усанова Ольга Григорьевна (Челябинск) Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов

Филиппова Ольга Викторовна (Саранск) Активные формы обучения риторике в вузе как фактор реализации языковой политики

Черкашина Татьяна Тихоновна (Москва) Текстуально-диалогический подход к формированию профессиональной коммуникативной компетентности

 

Секция 3. Проблемы методики преподавания риторики в школе

(ауд. 305)

Председатели: Сальникова Ольга Александровна, Минеева Светлана Алексеевна

Атланова Елена Олеговна (Воронеж) Дебаты – инновационная технология развивающего обучения

Базылев Владимир Николаевич (Москва) Урок-коммуникация

Ван Ливэнь (Вьетнам) Проблемы формирования коммуникативной компетенции при обучении русскому языку вьетнамских школьников

Вербенко Татьяна Николаевна (Москва) Использование метода проектной деятельности в работе с пословицами в первом классе

Вершинина Наталья Викторовна (Саранск) Возможности развития универсальных учебных действий в курсе риторики для начальной школы

Горюнова Оксана Петровна (Москва) Риторика как средство раскрепощения мышления

Ерохина Елена Ленвладовна (Москва) Ученик в пространстве научного дискурса

Заблоцкий Георгий Омарович (Москва) Возможности гармонизации личности подростка с акцентуацией характера коммуникативно-речевыми средствами

Заика Юлия Рудольфовна (Москва) Аудиовизуальная наглядность как средство создания коммуникативно-речевой среды на уроках риторики

Застенчик Елена Александровна (Армавир) Возможности использования сети Интернет при обучении речи

Ивлева Мария Николаевна (Москва) Уроки риторики как компонент инновационного образования

Калачева Наталья Макаровна (Нижний Новгород) Проблемы методики преподавания мировой художественной культуры при интеграции классной и внеурочной форм обучения

Кришталь Наталия Ивановна (Макеевка, Украина) Проблемы методики преподавания риторики, культуры речи и других речеведческих дисциплин при различных формах обучения

Кудрявцева Инна Васильевна (Ухта) Использование интерактивной доски на уроках риторики

Куринная Алла Феликсовна (Запорожье, Украина) Работа над словом в контексте преподавания речеведческих дисциплин

Саломатина Ирина Васильевна (Воронеж) О формировании коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка

Сальникова Ольга Александровна (Москва) Структура коммуникативной компетенции

Селезнева Галина Яковлевна (Воронеж) Способы активизации учащихся при изучении речеведческих дисциплин

Тихонова Татьяна Евгеньевна (Сочи) Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях полиязыкового образования

Трифилова Екатерина Анатольевна (Москва) Совершенствование рефлексивных умений шестиклассников

Эрдоган Ханифе (Турция) Проблемы формирования коммуникативной компетенции при обучении русскому языку турецких школьников

 

Секция 4. Проблемы преподавания профессионально ориентированной риторики

Подсекция

Педагогическая риторика

(ауд. 306)

Председатели: Ипполитова Наталья Александровна, Ладыженская Наталья Вениаминовна

Атаева Елена Владимировна, Синельникова Татьяна Михайловна (Санкт-Петербург) О некоторых аспектах формирования личности оратора в процессе

преподавания риторики в техническом вузе

Вострикова Татьяна Ивановна (Астрахань) Запоминание текста урока учителем как проблема педагогической риторики

Глобик Надежда Сергеевна (Новокузнецк) Исторический анекдот в речевой практике учителя русского языка и литературы

Горбунова Мария Владимировна (Москва) Риторическая функция молчания на школьном уроке

Гордеева Любовь Викторовна (Новокузнецк) Способы введения чужой речи в профессиональные речевые произведения учителя

Кобелева Елена Аркадьевна (Киров) «Интерпретационная культура»: реализация инновационного семинара-тренинга для студентов-филологов

Крейтер Ксения Михайловна (Новокузнецк) Обучение студентов-филологов приемам создания образа автора в художественной публицистике

Кязимов Кямран Шахверан оглу (Ленкорань, Азербайджан) Формирование коммуникативной компетенции учителя-билингва при обучении русской речи

Ладыженская Наталья Вениаминовна (Москва) Курс «Основы сетевого педагогического общения» в системе магистерской подготовки

Овсянникова Татьяна Галактионовна (Вологда) Спецкурс «Методика обучения спонтанной речи» в риторической подготовке будущего учителя

Оршанская Евгения Геннадьевна (Новокузнецк) Особенности содержания учебной дисциплины «Культура речи» при подготовке учителей-билингвов

Романова Ирина Владиславовна (Новочебоксарск) Риторика в системе повышения квалификации педагогических работников

Савов Данила Георгиевич (Москва) Вариант классификации ритуализированных паралингвистических неэтикетных средств в педагогическом общении

Тулина Елена Сергеевна (Новокузнецк) Приемы театральной педагогики в системе подготовки учителя-словесника

Федосеева Татьяна Александровна (Новокузнецк) Возможности использования коммуникативных заданий для формирования профессиональной компетенции учителя (на примере работы над педагогическим голосом)

Хаймович Людмила Вениаминовна (Москва) Определение в педагогической речи

Чарыкова Ольга Николаевна (Воронеж) Система работы над культурой речи как обязательный компонент профессиональной подготовки филолога-русиста

Якимец София Зеновьевна (Москва) Специфика аргументации на уроках литературы

Подсекция

частные профессионально ориентированные риторики

(ауд. 315)

Председатели: Стернин Иосиф Абрамович, Савова Марина Робертовна

Анисимова Татьяна Валентиновна (Волгоград) Манипуляция как предмет обучения на курсах по деловому общению

Бобылев Борис Геннадьевич (Орел) О преподавании учебного курса «Герменевтика» будущим референтам

Бруссер Анна Марковна (Москва) Проблемные вопросы методики преподавания «Техники речи» теле-радиожурналистам

Гвазава Валентина Ивановна (Калининград) Формирование профессиональной культуры как педагогическая проблема

Данилина Варвара Викторовна (Москва) Использование риторики в обучении деловому общению на иностранном языке

Дюжакова Светлана Геннадьевна (Воронеж) Языковое сознание студентов среднего профессионального образования и влияние на него СМИ

Ершова Светлана Евгеньевна (Иваново) Конкурс ораторов как форма развития риторических навыков курсантов Ивановского института Государственной противопожарной службы МЧС России

Зиновьева Августина Федоровна (Москва) Риторическая компетентность концептуально-системной институциональной компетентности менеджера

Зюкина Зульфира Салиховна (Москва) Информационно-учебный диалог и межкультурная коммуникация

Иванова Галина Александровна (Санкт-Петербург) Этико-прагматический аспект формирования риторических умений студентов юридического вуза

Иванчук Ирина Анатольевна (Санкт-Петербург) Гуманитаризация высшего образования и преподавание риторики в гуманитарных вузах и на гуманитарных факультетах (к вопросу о специализации учебных пособий)

Исакина Наталья Михайловна (Тула) Активизация познавательной деятельности студентов-нефилологов на занятиях по русскому языку

Ковалев Валерий Иванович (Луганск, Украина) Новые направления и методические средства повышения коммуникативной компетентности учащихся средних учебных заведений

Лазуренко Елена Юрьевна (Воронеж) Коммуникативная компетентность руководителей образовательных учреждений

Рябова Екатерина Сергеевна (Волгоград) О необходимости совершенствования описания коммуникативной личности юриста

Савова Марина Робертовна (Москва) Риторика и культура речи в контексте формирования общекультурных компетенций

Семёнова Галина Петровна (Санкт-Петербург) Совершенствование риторической компетенции слушателей ФПК и ФППГиМС

Силаев Павел Витальевич (Смоленск) Средства усиления убедительности как показатели сформированности аргументативной компетенции студента-билингва

Симакова Елена Святославовна (Рязань) Формирование риторической компетенции лидеров и активистов молодежных организаций

Филиппова Елена Владимировна (Ставрополь) Формирование коммуникативной компетенции студентов-журналистов средствами риторики

Чернышева Нина Юрьевна (Барнаул) Специфика изучения курса «Русский язык и культура речи» на факультете искусств и отделении музыкального исполнительства

Щукина Дарья Алексеевна (Санкт-Петербург) Риторические стратегии и тактики лидера организации


Секция 5. Риторика и медиапространство

(ауд. 314)

Председатели: Антонова Любовь Геннадьевна, Грудцына Нина Григорьевна

Антонова Любовь Геннадьевна, Власенко Иван Сергеевич (Ярославль) Социальные и образовательные проекты в новой медиареальности

Баранникова Екатерина Баировна (Москва) Введение имплицитной информации в заглавия газет как прием речевого воздействия

Бушев Александр Борисович (Тверь) Риторическая культура чтения прессы

Ганичева Наталья Сергеевна (Москва) Мультимедийные гипертексты как средство интенсификации занятий по риторике

Гимпельсон Елена Григорьевна (Волгоград) Как нам проPRить собственный вуз, или К вопросу об имидже вуза

Горобец Антон Федорович (Армавир) Риторические приемы журналистского текста

(на примере очерка П.Р. Редкина)

Мостякова Александра Олеговна (Волгоград) Основные стратегии формирования имиджа учебного заведения

Мухина Мария Васильевна (Волгоград) Риторические параметры PR-текста, помещенного в интернете

Низкодуб Юлия Викторовна (Луганск, Украина) Интернет и актуальные проблемы культуры речи студентов, изучающих РКИ

Полубоярин Станислав Владимирович (Воронеж) Из опыта работы городской службы русского языка

Тихонов Сергей Евгеньевич (Салехард) Телепрограмма как опосредованный фактор возможного влияния на речевую культуру зрителей

Шмаков Артём Алексеевич (Барнаул) Коммуникативно-риторический потенциал обращения в текстах интернет-коммуникации

 

Секция 6. Проблемы лингвориторики

(ауд. 309)

Председатели: Ворожбитова Александра Анатольевна, Якушина Лариса Соломоновна

Берсенева Ольга Юрьевна (Сочи) «Нумерологический фактор» в названиях текстов

американских переводных и российских книжных серий о достижении жизненного успеха

Ворожбитова Александра Анатольевна (Сочи) Лингвориторические основы моделирования поэтического текста как медиатора литературно-художественной полиэтнокоммуникации

Киреева Татьяна Витальевна (Сочи) Языковая и литературная личность А.И. Солженицына в дискурсивной стратегии документально-художественного синтеза равновесного типа («Архипелаг ГУЛаг»)

Кузнецова Лариса Николаевна (Анапа) Особенности идеоречевого цикла «от мысли к слову» и риторической идеологии в дискурсе В.В. Виноградова о языке и стиле русских писателе

Мишина Марина Михайловна (Сочи) Лингвориторический подход к изучению верлибра как дискурса особого типа. Опыт классификации

Панченко Наталья Владимировна (Барнаул) Прецедентный феномен в композиции современных художественных текстов

Пермякова Наталия Ивановна (Анапа) Формирование общественного мнения дискурсом региональных СМИ в условиях социокультурной инновации как объект изучения в системе непрерывного лингвориторического образования

Романенко Лидия Леонидовна (Сочи) Риторическая мотивация Даниила Андреева как выдающейся эзотерической языковой личности («Роза мира»)

Ромашенкова Елена Сергеевна (Сочи) Топическая система продуцента художественного/автометапоэтического дискурса как парадигматика топосов-концептов и синтагматика топов-мест (на примере прозы Б. Пастернака)

Синельникова Любовь Александровна (Сочи) Литературный персонаж как языковая личность оптимиста / пессимиста: лингвориторический аспект исследования

Скулкин Олег Владимирович (Сочи) Лингвориторические средства конструирования маскулинного гендер-идеала в дискурсе СМИ (на материале мужских глянцевых журналов)

Субботина Инга Кеворковна (Санкт-Петербург) Лингвориторическая самопрезентация советской литературной личности в идиодискусе Аркадия Гайдара

Тихонова Анита Борисовна (Анапа) Этос, логос и пафос русского космофилософского дискурса

Федоренко Надежда Дмитриевна (Анапа) Лингвориторические параметры научно-педагогического дискурса как отражение специфики языковой личности К.Д. Ушинского:

программа исследования

Шутая Наталья Константиновна (Москва) Об использовании диалогического экфрасиса в литературе

Щербакова Елена Анатольевна (Киев, Украина) Риториковедческий подход к рассмотрению образа первой христианской царицы-матери Елены в агиографическом наследии «Украинского Златоуста»

Яковлева Евгения Андреевна (Уфа), Мухина Александра Сергеевна (Нижневартовск) Жанроведение как технология постижения глубинного смысла поэзии

Якушина Лариса Соломоновна (Москва) Почему поэт предпочитает выражать мысли свои стихами?

Якушова Евгения Владимировна (Сочи) Лингвориторика русского дискурса «женской прозы» и языковая личность Л. Петрушевской

15.00 – 17.00 Дискуссия на тему: «Роль риторики в современных условиях общения»

17.00 – 17.15 перерыв

17.15 – 18.30 Итоговое пленарное заседание

Подведение итогов работы конференции

Отчет о деятельности Риторической ассоциации в 2010 году

(В.И. Аннушкин)

Обсуждение и принятие документов конференции

 

3 февраля, четверг

10.00 – 12.00 Мастер-классы

Аннушкин Владимир Иванович «Практические занятия в экспресс-курсе «Риторика. Ораторское мастерство. Культура общения»»

Минеева Светлана Алексеевна «Риторика диалога: технологии обучения и освоения»

Сальникова Ольга Александровна «Современный урок риторики»

12.00 – 12.30 перерыв

12.30 – 16.00 Автобусная экскурсия «Мировые религии в Москве»

17.00 Литературно-музыкальный вечер памяти учителей-риторов

Н.И. Либана и Ю.В. Рождественского.

(Международный фонд славянской письменности и культуры)




Имя и фамилия:
Электронный адрес:
   
Комментарий:
 
   
 
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
Из «Книги притчей Соломоновых» (глава 21, стих 23)
Милосердие