Записаться на курсы
 


Упражнение по технике речи "Гекзаметр"


Фонд Русская Берёза


ХРОНИКА XIII Международной риторической конференции

21-23 января 2009 года в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина состоялась XIII-я Международная научно-методическая конференция «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве». За двенадцать лет существования Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики ежегодная организация подобных встреч стала доброй традицией для российских и зарубежных специалистов в области культуры речи, риторики, стилистики и других речеведческих дисциплин. И дело не только в том, что профессиональные и дружеские контакты позволяют эффективнее работать, а в сосредоточении усилий всех неравнодушных к происходящему в области культуры русской речи и риторического образования в непростых условиях существования нового информационного сообщества.

Пленарное заседание началось приветствием проректора Гос. ИРЯ имени А.С.Пушкина проф. Н.Д.Бурвиковой, отметившей положительный вклад Риторической ассоциации в современную русистику и, в частности, в теорию и практику общественно-речевой коммуникации. Возможно, ниспадающий интерес к риторике и развитие Риторической ассоциации связаны, с одной стороны, с крепостью организационного ядра Ассоциации (есть коллеги, которые участвовали во всех конференциях – руководство Ассоциации: С.А.Минеева (Пермь), И.А.Стернин (Воронеж), Н.А.Ипполитова (Москва), А.А.Волков (Москва), О.И.Марченко (Санкт-Петербург), волгоградцы Т.В.Анисимова, Е.Г.Гимпельсон), с другой стороны, с притоком новых сил, которыми постоянно обновляются риторические идеи и формы преподавания речеведческих дисциплин. Так, в Пленарном заседании приоритетное право рассказать о результатах своей деятельности получили коллеги из Ивановского Химико-Технологического института, где вот уже четыре года проводятся Областные конкурсы молодых ораторов, вызывающие большой интерес научно-педагогической общественности (зав. каф. русского языка Л.Н.Михеева, докладчик Ю.Н.Здорикова); из Новосибирска, где в Центре развития личности «Признание» ведет экспериментальное преподавание техники речи Ю.В. Олейникова; о культурно-просветительской программе «Словари XXI века» рассказал сотрудник Издательства С.П.Потеряйко.

С фундаментальными докладами о современных проблемах риторической науки и филологического образования в целом выступили ученые и педагоги, входящие в состав Совета Риторической ассоциации: проф. А.А.Волков (МГУ им. М.В.Ломоносова) проанализировал словесный ряд аргументов и образную систему риторического произведения; о построении системы ценностей деловой риторики сделала доклад проф. Т.В.Анисимова (Волгоградский ГУ); с исследованием употребления слова риторика в современных СМИ выступила проф. Н.А.Ипполитова (МПГУ); основополагающие проблемы единства риторической теории и педагогической практики проанализировала доц. С.А.Минеева (Западно-Уральский учебно-научный центр, Пермь); проф. И.А.Стернин (Воронежский ГУ) осветил практические проблемы языкового сознания молодежи в свете обучения русскому языку и культуре речи; в докладе проф. В.И.Аннушкина (Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина) были обсуждены теоретические основы современного понимания филологии, словесности, риторики с целью практического владения эффективной и целесообразной речью.

Большой интерес на Риторических конференциях вызывают практические показы методов и приемов обучения хорошей и правильной речи, которые представляются на мастер-классах и тренингах, проводимых во второй половине дня. На этот раз мастер-классы проводились одновременно в трех поточных аудиториях Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина и каждый участник конференции мог выбрать себе тему и преподавателя по вкусу и интересам. В первый день были проведены следующие мастер-классы:

С.А.Минеева (Пермь) показала, как организуется дистанционное общение-обучение риторике диалога; тренинг по технике речи организовали преподаватели Театрального училища им. Щукина А.М.Бруссер и М.П.Оссовская; применение метода кейс-стади в обучении риторике (помощниками были студенты Гос.ИРЯП) продемонстрировали коллеги М.В.Максименкова  (г. Смоленск) и Е.С.Симакова  (г. Рязань); уроки речевого мастерства с упражнениями по технике речи показала Ю.В.Олейникова (Новосибирск); тренинг по деловому общению провел И.А.Стернин (Воронеж).

Начало второго дня работы Конференции было отдано теоретическим докладам на секциях, где заинтересованный разговор часто касался организации практической работы и преподавания речеведческих дисциплин в различных аудиториях. Доклады были организованы в десяти секциях, тематика которых выразительно показывает весь спектр интересов сегодняшних разработчиков теоретических проблем и вопросов практического преподавания риторики, культуры речи и речеведческих дисциплин:

  1. Риторика и культура речи в современном образовательном процессе.

  2. Риторика как учение об эффективной речи и общественно-речевая практика.

  3. Культура речи: языковая практика – теория – учебная дисциплина.

  4. Преподавание риторики и речеведческих дисциплин в вузах.

  5. Риторика и культура общения в школе.

  6. Риторика – межкультурная коммуникация - преподавание РКИ.
  7. Педагогическая риторика и подготовка преподавателей риторики.

  8. Политическая риторика и речь СМИ.

  9. Юридическая и деловая риторика.

  10. Риторика художественной речи и риторическая классика.

В послеобеденное время второго дня Конференции также были проведены мастер-классы, вызвавшие большой интерес и обсуждение со стороны участников конференции. Были показаны следующие формы работы: Т.В. Кудоярова (Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина) продемонстрировала возможности применения риторических форм работы на занятиях с иностранными студентами-магистрантами, приглашенными участвовать в тренинге; О.И.Марченко (Санкт-Петербург) провела голосо-речевой тренинг; решение проблемы «Человек и конфликт» предложил на своем мастер-классе С.Е.Тихонов (Салехард); модель занятий с конкретными видами упражнений, которые используются на курсах риторики и культуры речи в Риторическом центре «Златоуст», предложили А.С.Хасин, С.В.Меньшенина и В.И.Аннушкин (Москва).

После проведения мастер-классов участники Конференции собрались вместе на презентацию цикла видеолекций академика РАО, заслуженного профессора МГУ им. М.В.Ломоносова Ю.В.Рождественского (1926-1999). Как известно, именно его научно-теоретическими трудами и педагогическим словом во многом восстанавливалась риторика в три последних десятилетия закончившегося столетия. Неслучайно в последние годы жизни Ю.В.Рождественский занимался культурологическими исследованиями, написав книгу «Введение в культуроведение». Цикл из 10-ти получасовых видеолекций о семиотике культуры, языке, слове станет не только живым воспоминанием о замечательном ученом-педагоге, но и эффективным научно-методическим пособием.

Нельзя не сказать и о культурной программе конференции, которая органически вошла в профессиональный стиль общения участников Риторических форумов. Обычно риторы проводят литературно-музыкальный вечер, который в разные годы именуется по-разному: «Поэтами рождаются – риторами становятся», или «Воспой же, бессмертие, лира!», или «В этот вечер в сиянии Слова…» - на этот раз был объявлен просто «вечер поэтиеского красноречия у риторического самовара». На этих дружеских вечерах звучит яркое поэтическое слово филологов-поэтов (например, представила свою новую книгу «Полдень» докторант ИРЯ РАН им. В.В.Виноградова А.В.Белова, венок сонетов о русских поэтах Серебряного века прочитал поэт-филолог В.В.Коллегорский и др.).

Кульминацией Конференции стал ее третий день, когда после экскурсии «Замоскворечье – душа Москвы», проведенной С.П.Потеряйко, участники риторического форума собрались в Международном фонде славянской письменности и культуры на Круглый стол «Русская риторика и словесность в свете духовно-нравственной культуры». С краткими докладами выступили протоиерей, настоятель Храма всех святых в Красном селе Артемий Владимиров (выпускник МГУ им. М.В.Ломоносова, замечательный оратор и писатель-стилист, автор ряда книг и брошюр о духовном воспитании словом); А.В. Соловьев, сопредседатель Общественного консультативного совета “Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества” при Департаменте образования г. Москвы и председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, профессор Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина В.И.Аннушкин. Кстати, три недели спустя в помещении Международного фонда славянской письменности и культуры начали действовать месячные курсы риторики и культуры речи (9 занятий – см. сайт Фонда http://www.slavfond.ru), организованные Риторическим центром «Златоуст». Курсы вызывают большой интерес и собирают разнообразный состав участников, имеющих разные профессии, но единую цель: научиться владеть хорошим русским языком, для чего и востребованы современные речеведческие дисциплины риторика и культура речи.

В Решении Конференции зафиксированы не только успехи и удачи в деятельности Риторической ассоциации России, но и проблемы, с которыми сталкиваются все, кто встроен в современную напряженную жизнь российского речевого сообщества. В настоящее время Ассоциация насчитывает 16 региональных отделений в России и странах СНГ – из них были отмечены как работающие наиболее активно Московское (рук. Н.А. Ипполитова), Пермское (рук. С.А. Минеева), Красноярское (рук. А.П. Сковородников), Воронежское (рук. И.А. Стернин.), включая Россошанское (рук. Н.М. Царевская) и Борисоглебское (рук. И.А. Морозова), Алтайское (рук. А.А. Чувакин), Ямальское (рук. С.Е. Тихонов), Астраханское (рук. О.Н. Паршина), Волгоградское (рук. С.Ю. Камышёва), Ярославское (рук. Л.Г. Антонова). Конференция отметила большой вклад в пропаганду русского языка, риторики и культуры речи на Украине Е.А. Щербаковой (г. Киев), ее многолетнюю плодотворную деятельность по развитию риторики в республике Украина.

Рассказать в кратком обзоре о вдохновенном научно-педагогическом труде всех, кто трудится на риторической ниве, включаясь в работу Российской Риторической ассоциации, не представляется возможным, но среди более 500 ее членов имеются коллеги из США, Венгрии, Китая, Вьетнама и других стран дальнего зарубежья. Положительный результат этих многолетних и постоянных встреч, видимо, состоит в том, что, несмотря на необходимое во всяком научном сообществе разномыслие, регулярные контакты позволяют сплотить и направить усилия ученых-русистов и педагогов-практиков, рождая профессиональное взаимопонимание и простую человеческую симпатию.

Эта деятельность теперь продолжится непосредственно на местах, а возможности для научных контактов имеются большие: в настоящее время обновляется сайт Риторической ассоциации и всех интересующихся вопросами риторики, культуры речи, состояния современного русского языка приглашаем к сотрудничеству (www.rhetor.ru). Материалы закончившейся конференции см. на сайтах: http://www.rhetor.ru; http://www.pushkin.edu.ru.

Очередная XIV-я Международная конференция Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики планируется в Астраханском Государственном университета на базе кафедры риторики и культуры речи 2-4 февраля 2010 года. Ее тема - «Риторическое образование в начале XXI века: проблемы и перспективы в свете новых образовательных стандартов в школе и вузе».




Имя и фамилия:
Электронный адрес:
   
Комментарий:
 
   
 
«От слов своих оправдаешься и от слов осудишься»
Мф. 18:37
Милосердие