Записаться на курсы
 


"Учимся говорить правильно и красиво" (фрагмент телепередачи)


Фонд Русская Берёза


Интервью с Анатолием Соломоновичем было очень занимательным. С нами он поделился своими историями из жизни, рассказал нам о своей судьбе. Сказал, что еще хочет добиться в этой жизни и о своих ближайших планах. Поведал нам о своей дружбе с сатириком Григорием Гориным.Перед тем как начать наш разговор он сказал, что у него меньше всего прав на это интервью или оснований, чтобы делиться своими идеями, соображениями.

“Я не звезда и не авторитет”, - говорил он. Хотя судьба сводила его с людьми авторитетными, и в этом отношении ему везло. Последним из таких личностей был академик Рождественский. От Рождественского он воспринял любовь к риторике. Самое главное для Анатолия Соломоновича, чтобы человек не был односторонне образованным, особенно в наше время.

- Какое зрелище для вас наиболее эмоционально: футбол, театр или рок-концерт?

“Эти эмоции все разного характера. Эмоции публичные, такие как футбол или рок-концерт, они вероятно тоже необходимы человеку, для того чтобы была разрядка, был повод выражать себя активно в этой жизни. Но это эмоции моторные они физиологического свойства. А вот театральная эмоция она более глубокая, менее показная, но она очистительная, более полезна для духовной пищи. Какая эмоция предпочтительней сказать, трудно. И футбол, и театр необходимы людям, раз из века в век народ требует ”хлеба и зрелищ”.

- Театр- это жизнь?

”Ну, скорее надо поменять местами два этих понятия. Жизнь - это театр и люди в нем актеры. Но актеры не со стороны лицедейства или двуличности, - а актеры по участию в той цепи драматических коллизий, событий, отношений, в которые они вступают друг с другом и, подпадая под волю случая, они  не могут предсказать финал этой пьесы, которая именуется жизнь, поэтому она играется всегда свежо и остро.

Но мне всегда была чужда кастовая клановость театральной жизни. Мне казалось, что это узко, жить только театром, поэтому я отдыхаю от театра и занимаюсь чем-нибудь другим”.

- Как Вас занесло в преподаватели?

”Это история давняя. Я думаю, что преподавателем не становятся, а рождаются. Можно получить профессию по призванию, но потребность преподавать рождается вместе с человеком. В этом отношении у меня такая потребность была. Я преподавал в политехническом институте, потом в театральном, в студиях и различных коллективах самодеятельности. А сейчас я стал преподавать предмет риторику”.

- В своих статьях вы часто упоминаете имя Г.Горина. Кто он для вас?

”Это, конечно, философ нового времени, даже человек энциклопедической культуры, и он созвучен времени. Я считаю, что он великий клоун. Вся его биография, жизнь творчество - пронизаны иронией, теплой человеческой, ноткой юмора, состраданием. Он близок Чехову, Шоу, но в тоже время близок и глубоким философским авторам, как Фолкнер или Толстой. По-человечески, он мне очень родной. Хотя знакомство наше не было коротким, я не набивался в друзья его элитарного круга.

Но я поставил ключевые его пьесы: ”Шута Балакирева”, ”Поминальную молитву”, ”Чуму”. Для мюзикла ”Чума” Горин мне дал эксклюзивный материал.  И мне удалось поставить пьесу по Чуме в Курском театре. К сожалению, он ее не посмотрел. Я очень остро переживал его уход из жизни, до сих пор эта потеря невосполнима. Так сильно я переживал лишь смерть Высоцкого и Окуджавы. Для меня они были кумирами, а Горин таким кумиром остается”.

- Почему молодежь так редко ходит в театр. Может, театр понимаешь с возрастом. Сериал «Бригада» намного популярней ”Утиной охоты” или ”Шута Балакирева”?

Это верно. Театр требует работы души. Это задача трудная - восприятие искусства. К сожалению, театр сегодня рассматривается в цепи развлекательных мероприятий, а в этом смысле примитивная публика хочет отвлечься отдохнуть. Но это уже шоу-бизнесс. Я думаю, что молодежь предпочитает театру ”тусовки” на дискотеках или концерт эстрадной звезды”.

- Вы также пишите стихи, а понимаете ли Вы современную поэзию. Популярных поэтов, как Земфира Рамозанова, Виктор Цой или Владимир Высоцкий.

”Высоцкий - это серьезный поэт, Цой и Земфира - это популярные молодежные авторы, очень любимые всеми. Они выражают интересы дворовой молодежи. Этот слой молодежи не требует высокой культуры, но они чувствуют жизнь. Я очень внимательно слежу за этими поэтами, их популярность мне не удивительна, и я приверженец этой поэзии”.

- Анатолий Соломонович, какие молодые актеры нравятся Вам, и какие подошли бы для ваших постановок?

”Молодых актеров сегодня тьма тьмущая, они получают разные премии. Многие подошли бы, но, с другой стороны кто такие молодые? Ведь Женя Миронов, Анна Терехова, Маша Миронова - они ведь все молодые, но уже известны, маститы и имеют звания. Они универсальны и всегда востребованы. Если бы мне посчастливилось работать с ними…”.

- На каких мюзиклах Вы были?

Cмотрел  ”Кошек” и ”42-ю улицу”. Мне посчастливилось в Болгарии смотреть кабаре на английском языке. Музыканты болгарского театра и американский режиссер. Сейчас мюзиклы, которые возрождаются у нас это не совсем мюзиклы, а это привлечение денег. Полноценные мюзиклы идут на Бродвее”.

- Что Вы мечтаете поставить?

“Что? Много чего, например, мечтаю поставить мюзикл ”Человек из Ла-Манчи”, мечтаю поставить ”Чуму” в чистом варианте мюзикла. Также античную драматургию, современную, но больше всего хочется свободного театра. Театра, где нет жанра, рамок, который доступен всем сферам литературы и всем средствам театра”.

- Как актер у кого хотели бы сняться?

“У моего друга Миши Богина, который живет и работает в Америке. У Марка Захарова. Но он меня никогда не пригласит, потому что я не киноактер. Марк Захаров режиссер ума, глубокого раскрытия философии”.

- Можете ли вы сыграть роль второго плана?

Да, конечно. Говорят, нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. Я считаю, что роль второго плана интересней хотя бы, потому, что в ней мало материала, а надо показать все свое мастерство”.

- Вы оптимист или пессимист?

”Пессимист говорит, что все плохо, а оптимист утверждает, что хуже не будет.

И тот и другой достаточно трезво смотрят на жизнь, так что надо быть и тем, и другим”.




Имя и фамилия:
Электронный адрес:
   
Комментарий:
 
   
 
Красноречие бывает истинное и мнимое. Есть люди, кои полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым значит блистать риторическими украшениями, и чем высокопарнее, тем, кажется им, красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются…
Н.Ф.Кошанский. Общая риторика. 1829
Милосердие