Записаться на курсы
 


Беседа 4. Стиль ритора


Фонд Русская Берёза


Риторическая педагогика суммирует способы и приемы в обучении риторике.

Классическая риторика предлагала следующие «средства приобретения красноречия» (по М.В.Ломоносову): природные дарования, знание науки (теории риторики), подражание (т.е. ориентация на определенные образцовые тексты), упражнения. Как философско-профессиональную основу риторики М.В.Ломоносов называет знание других наук.

Современная риторика ставит задачу формирования личности человека через развитие его речевых способностей и повышение речевой эрудиции. При этом требуется оптимальный баланс в соотнесении теории риторики и практики обучения. Ритор формируется в чтении и анализе текстов (ошибкой многих современных концепций является тренировка в умении «общаться» вне содержательной основы общения), в реальной ораторской практике, учебной тренировке. Ритору рекомендуется много читать, анализировать тексты, наблюдать образцовых и не-образцовых ораторов, а в работе над собой заниматься декламацией текстов и техникой речи (не по театральной «играющей» методике, а более формируя личный ораторский облик ученика).

В частной риторике рассматриваются правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Традиционная риторика занималась преимущественно монологической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь, (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием «прекрасное»), судебная речь (состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины, содержанием - «справедливое или несправедливое»). Впоследствии объём видов словесности, подвергавшихся описанию, разрастался, например, «Риторика Феофана Прокоповича 1705 года, профессора Киево-Могилянской академии, включала описание поздравительных речей, церковного, свадебного красноречия, правила написания писем к различным особам и способы писания истории.

Профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков в своей «Краткой риторике» 1804 - 1828 гг. рассматривает:

«а) письма,

б) разговоры,

с) рассуждения или учебные книги,

д) история истинная и вымышленная,

е) речи (последние по «содержанию и намерению» делились на «духовные, политические, судебные, похвальные и академические».

Значительно расширенной выглядит эта схема в риториках середины XIX века, например, у Н. Ф. Кошанского подробно разбираются:

«1) словесность,

2) письмо,

3) разговоры (философские, драматические и др., но не бытовой диалог),

4) повествование,

5) ораторство,

6) учёность».

Во второй половине XIX века с заменой риторики на теорию и историю словесности в состав изучаемых видов словесности добавилось устное народное творчество, но изучение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или художественной литературы.

Современная частная риторика включает в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности:

1) устная речь:

  • а) дописьменная речь, не имеющая письменной основы (разговорно-бытовая речь, молва, фольклор);
  • б) риторическая речь, то есть устная речь, могущая иметь письменный прототип (политическая, судебная, эпидейктическая, учебная, пропагандистская, проповедническая);
  • в) репродуцирующая, то есть устно копирующая письменную речь (дикторская, театральная);

2) письменная речь (письма, документы, сочинения);

3) печатная словесность, литература (художественная, научная, журнальная);

4) массовая коммуникация, подразделяемая на массовую информацию (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатику.

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной риторики как разделах частной риторики. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь – основное средство организации и управления жизнью общества. Базисными родами речей (ораторского красноречия) продолжают оставаться политическая, судебная, педагогическая, проповедническая, военная, дипломатическая, публицистическая риторики. Каждый вид профессионального искусства требует своей «риторики» (ср. медицинская или торговая речь, деловая риторика в разных проявлениях), а подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.


Замечательна история русской риторики, обнаруживающая прямую связь с идеологическими и стилевыми преобразованиями в истории русского общества. Риторики обычно пишутся, а риторическая деятельность активизируется в периоды революционно-общественных поновлений. Каждый риторический период насчитывает 50-70 лет (возраст человеческой жизни), включая 10-15 лет преобразований, утверждения общественно-речевого стиля, стагнации и вызревающей критики.
Оптимизация риторики как науки и искусства, организация риторического образования и воспитания – важнейшие задачи, стоящие не только перед современной филологической наукой, но и перед обществом в целом, поскольку все общественные деяния организуются и выражаются в речевой деятельности.




Имя и фамилия:
Электронный адрес:
   
Комментарий:
 
   
 
"от избытка сердца говорят уста"
Мф. 12:34
Милосердие