Память считалась переходным этапом к заключительному исполнению речи. В риторических учениях обычно описывались способы запоминания и развития памяти.
Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приёмов существуют универсальные приёмы подготовки к исполнению будущей речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, тем богаче копилка его памяти.
Он может делать это в разной форме:
1) заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста (механическое запоминание необходимо отличать от осмыслённого, вдумчивого проговаривания текста);
2) неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении;
3) прочитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания;
4) произнесение речи без письменного текста - самостоятельно или перед кем-то;
5) прочитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.
Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой умственной работой. Каждому ритору рекомендуется понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее ему свойствен.
|